.::Shanghai trip  Agnus Dei Отчёт Станислава Аушева   Travel China Guide

Hosted by uCoz

Александр Соколов Сборы в КНР с начала и до конца напоминали моим родственникам Авантюру, тем более что на момент получения 3-хмесячной китайской визы все мои познания в китайском языке заключались в русско-китайском разговорнике. Просмотрев 1-,2- и 5-километровки(безнадежно устаревших по части отображения трасс и магистралей) по Синьцзяну и наметив для посещения с рюкзаком р.р.Малый и Большой Юлдус и Черчен-дарью1, я и не мог представить, что обречен выстаивать очереди в полиции и МИДе Китая в Урумчи с целью получения разрешения на их посещение. Представляемый читателям рассказ-отчет является скорее техническим описанием преодоления некоторых трудностей с первичным ознакомлением местности на участке дороги Черчен – Кашгар – Урумчи.

Черчен

Первый же увиденный мной город – Черчен – представляет собой провинциальный населенный пункт с аэропортом, одно- и многоэтажками, главной улицей, крупным базаром и достаточно импозантным кирпичным зданием, выполняющим функции гостиного двора. на Черчен-Дарье Маршрут автобуса из Урумчи(235 юаней) проходит непосредственно через Такла-Макан и привозит к автобусной станции с гостиницей, где номера стоят от 40(койкоместо) до 100 юаней(отдельный со всеми удобствами). Только в этой гостинице города встретил на рецепшене маленькую молодую и отзывчивую китаянку, говорящую хоть и на “китайском”, но английском языке1. В Poste Hotel(рядом с почтой) цена индивидуального номера в результате торгов падает с 80 до 70 юаней также легко, как и на рынке за продукты, но и само качество номера уступает. Другой особенностью оплаты является наличие т.н. депозита, когда приходиться оставлять в залог приблизительно 60-80 юаней, который выдается обратно при выписки из номера. И именно в мелких городках чувствуется более плотный контроль полиции за вселяющимися в гостиницы. В ряде случаев пришедший в гостиницу блюститель порядка требует паспорт и спрашивает о цели визита. Воспользоваться интернетом в Черчене можно в ограниченном количестве, т.к. письма отправляются не более чем на 5-10 строчек, а фотографии и вовсе нет. Cамый качественный интернет, пожалуй, встречен был в Кашгаре, в подвальчике напротив гостиницы “Дукен-Дарья”. Но вне зависимости от качества во всех городах его цена составляет 2 юаня. Пожалуй, только здесь таксисты работают без счетчика и стандартная такса составляет 5-7 юаней из одного конца города в другой. на Черчен-Дарье Таксист, возивший меня к урочищу Мунабулак(западная оконечность Алтынтага) по возвращении в город организовал экскурсию на местную улицу Красных Фонарей, которая является продолжением торговых рядов и бесчисленных магазинчиков. Заведения куней представляют собой закуток со стандартной иероглифической надписью на оконном или дверном стекле и обставляется в одном случае весьма приличной мебелью, в другом – старой и поношенной. К 5 часов вечера обычной является картина еще спящей или только проснувшейся представительницы древнейшей профессии. Цена услуг для местного населения составляет 30-40 юаней, мне, как иностранцу, предлагали “почувствовать себя мужчиной” за 100.

1 Необходимо сразу оговориться, что выбор маршрутов, как и цель поездки были связаны со сбором материалов по археологии и географии Синьцзяна и приурочены к Году Китая в России. Тип визы, командировочное удостоверение, оригиналы документов от правительства Санкт-Петербурга и Русского Географического Общества были переведены на китайский язык, что в сумме придавало уверенности в успехе задуманного предприятия. Однако, как выяснилось позже, получение визы без приглашения(как это было со мной), составило если не самую, то одну из самых больших проблем.

2 В дальнейшем имел возможность убедиться, что поселение в государственных приавтобусностанционных гостиницах дает хоть какую-то надежду на отсутствие визитов и звонков проституток.

Нужно признаться, что как для крупных, так и для мелких городов достаточно устойчивым является стереотип местного населения, в соответствии с которым белый человек является богатым. Однако позже, уже наблюдая за поведением групп пекинских китайцев-туристов(их достаточно много), пришел к выводу о сходстве поведения и манер всех приезжих. Оно очень напоминает таковое европейских туристов в России в 90-х годах 20 в. или новосибирцев в Горном Алтае – уверенно-сытое. Дорога к западной оконечности Алтынтага до моста через р.Черчен-дарью асфальтирована, но далее уступает место грунтовке, при этом не смотря на слабое проявление жизни по ней, автомобильное движение здесь присутствует даже в виде полицейских машин. По ходу следования дороги стоят поселки рабочих-электриков и видны следы их работ. Урочище Мунабулак находится на мелкой речушке(на карте обозначена как Джигда), выходящей из Черчен-Дарьи и пересыхающей к июлю окончательно на протяжении 35 км вверх. 2-3 дома, несколько брезентовых палаток, ремонтная мастерская, солнечные батареи, стационарный телефон – таков поселок рабочих(многие из них, как оказалось позже, являются этническими монголами и владеют языком родины), проводящих электричество вглубь Кунь-Луня. Вода хорошего качества привозиться с родника в 5 км вверх по пересохшему ручью. Поднявшись на песчаную невысокую гряду, удалось позвонить с местного сотового оператора в Питер, однако, сама связь нестабильна как здесь, так и по всей дороге. Глубже, в горы она присутствует эпизодически. цветные горы из песчанника От Мунабулака далее вверх по течению реч.Джигды автомобильное передвижение запрещено без специального разрешения, а пешеходное разрешается до 87 градусов 20минут восточной долготы. Далее необходимо посещение полиции. трасса через Такла-Макан. Намаз На обратном пути с урочища разыгралась самая настоящая песчаная буря, засыпавшая грунтовку песком в течении получаса на 50-70%. По реакции и поведению водителя стало ясно, что желание запечатлеть буйство стихии должно уступить место более прозаической необходимости постоянно выкапывать машину из песка и выискивать наименее зыбкую для колес поверхность.1 Видимо это и спасло видео- и фототехнику. В дальнейшем, побывав в еще нескольких таких бурях, когда видимость сокращается до 25-30 метров, видел остановившиеся автобусы и машины в ожидании прояснения погоды. В городах многочасовые бури сказываются в высокой запыленности и легкой дымке, а к вечеру в оконных проемах собирается достаточное количество песка. В маленьких оазисах это явление напоминает шторм, обрушившийся на берег. одно из лиц Такла-Макана Проезд от Черчена до Хотана запечатлелся в сознании как самый интересный и познавательный. Первое что бросается в глаза – увеличение количества воды и как следствие – зелени и размера городов. Недалеко от Керии появляется новый тип с/хозяйственных угодий – пастбища, где пасутся практически все виды скота. Временные строения пастухов представляют собой дощатые и тростниковые дома, нередко на опорных конструкциях(в заболоченных местах). Население распределяется в соответствии с хуторским типом расселения. Нередко такие хутора окружены по кругу рядом деревьями. Интересно отметить, что если в Черчене архитектура была исключительно глинобитной, то по мере продвижения на запад все чаще и чаще появляется легкие конструкции. В какой-то момент глиняные ограды уступают место разряженным деревянным заборам “русского” образца. Причину данного явления, видимо, следует связывать с физико-географическими условиями местности. Тяжелая архитектура оптимальна для районов с жарким климатом и малым количеством древесной растительности. В таких местах здания должны медленно накапливать тепло, а заборы к тому же и защищать от пыли. В крупных оазисах обеспеченность лесными ресурсами

3 В более западных районах в целях предотвращения засыпания трассы песком вдоль дорог засажена трава. Ее посадки непосредственно у проезжей части в виде сетки шириной до 40 м составляют вторую линию обороны, в то время как первая представляет собой тростниковый забор, стоящий в 100 м от дороги.

создает микроклимат и тенезащищенность, что освобождает от необходимости борьбы с прямым солнечным светом и нагревом помещений. Более того, сходство в конструкциях домов на пастбищах и в оазисной полосе(разряженность заборов, решетчатые конструкции домов, обитые не подогнанными друг к другу досками) указывает на стремление предотвратить застой воздуха в помещении или дворе. Такой принцип построения жилища характерен для жаркого и влажного тропического климата.

Хотан

Впервые именно в здешних гостиницах столкнулся с понятием Extra Bed(ЕВ). Особенностью номеров этого типа является скромность обстановки, граничащая со спартанским бытом. Стандартный набор включает 2 кровати, тумбу, стол, телевизор, термос с горячей водой, вид из окна на стену соседнего дома. Далее могут добавляться душ и туалет. В городе есть несколько гостиниц, где номера стоят от 160 и более юаней, но практически всегда есть и ЕВ, для которых стандартная цена составляет около 60 юаней. В хороших гостиницах предпочитают такие номера отдавать местному населению, а иностранцев селить в дорогие номера. Однако настойчивость обычно приносит свои плоды. Так было у меня в случае с Hotan-hotel. Метусун и его дочь В городе 2 автобусные станции, при этом особенности их функционирования мне не удалось понять. Но сам принцип, когда привозят на автобусах дальнего следования на один вокзал, а уезжать опять-таки куда-то далеко приходиться с другого – достаточно распространен(Урумчи, Кашгар, Хотан и пр.). Хотанский музей Вечером, через 3 часа после приезда, выяснилось, что я забыл в автобусе солнечную батарею. Бросившись на автовокзал, обнаружил его уже закрытым. Полицейский-уйгур пригласил внутрь и дал телефоны шоферов(обычно они указаны на дверях самого автобуса). Еще через 5 минут мы разговорились по-английски. Его звали Метусун. А спустя час познакомился со всей его семьей и был приглашен в гости. Утром вещь была мне возвращена. По вечерам одним из центральных мест народных гуляний является площадь с памятником уйгуро-китайской дружбы. В один из дней на расположенной тут же сценической площадке удалось посмотреть танец великовозрастных уйгурских “мальчиков-зайчиков” в форме вооруженных сил КНР. Изюминка заключалась в исполнении половиной молодых людей женских ролей, что смотрелось несколько двусмысленно, но было оценено зрителями. Пустующий хотанский исторический музей, выглядящий достаточно внушительно снаружи, изнутри такого впечатления не производит. Любая съемка, даже за деньги запрещена. Кассирша(она же контролерша и продавец книг) через 20 минут отсутствия(чем воспользовался и сделал-таки фото) сообщила на базовом английском цену билета – 30 юаней. Центральное место и стержень экспозиции наиболее интересного для меня зала составляют 2 мумии из Керийского оазиса и гроб их заключавший, датированные 5 в. до н.э. По стенам экскурсанты могут видеть историю района с бронзового века до тюркского периода. Трудно обойти вниманием одну из главных улиц города, где располагаются мастерские по изготовлению дверей и ворот. Во всем регионе они являются предметом особой заботы и гордости хозяев. Деревянные или металлические - они всегда радуют глаз изящной работой, рюшечками и завитушками.

Каргалык(Ечен).

Находясь на стыке дорог, Каргалык производит впечатление не столько рыночного города, сколько базарного городка. Здесь как нигде торговля приобретает стихийный характер. Многие улицы запружены людьми, лотками, телегами. Тут впервые сильно начинает чувствоваться дыхание индийской и пакистанской культур. Торгуют буквально всем, появляются новые и типы товаров, и материалы(до сих пор войлок не встречал). В наиболее интересной части базара торгует камнями, которые местное население добывает в 3-4 км от города. Но сюда едут торговать нефритом и из Керии, и из Хотана. Цены существенно разняться с Урумчи. Так, если в последнем на Ордачо стартовая цена фитюльки размером с пуговицу на рубашке стоит 80 юаней, то в Каргалыке столько стоит необработанный камень, умещающийся в ладонь. При этом продавцы не скрывают, что знакомство существенно уменьшает цену. Любителям буддистских древностей здесь тоже есть на чем сэкономить. Проигрыш только в разнообразии – Урумчи в этом смысле выглядит выигрышнее.

Кашгар.

мост через Дукен-Дарью По сравнению с Каргалыком Кашгар относится к городам с торговой инфроструктурой. Заезд в город полон ангаров и павильонов, где выставлены машины европейских производителей, тракторы, косилки и пр. Выйдя из автобуса и подумав, что хорошо было бы поговорить с кем-нибудь на русском языке о ближайших гостиницах, я тут же познакомился с пакистанцем Гошей. Являясь торговцем хлопком, он выучил русский язык еще в советское время благодаря туристам из Узбекистана и Таджикистана. В городе существует 2 отеля среднего класса: это Simon( или Siman) и “Дукен-Дарья”. Последний находится на одноименной речке и является более удобным, т.к. в его здании находиться и один из автовокзалов. Отсюда в частности уходят автобусы в Бишкек(55 долл.) и Урумчи. Мечеть - место сбора правоверных Гостиница имеет все признаки привокзальной, но выбор номеров крайне широк как по цене, так и по качеству. Хорошо обставленный номер обойдется в 90 юаней, ЕВ - 60-70, с ванной и туалетом на балконе. Глаз узрел и ценник в 20 юаней, но за что?… Здесь впервые сталкиваешься с выброшенными шприцами и объявлениями на русском языке о продаже телефонов(каждое такое объявление имеет до 5 грамматических и пунктуационных ошибок). Обитателями номеров являются пакистанцы, индийцы, нередко выходцы из бывших союзных республик1. Так произошло мое знакомство с ошским купцом Азизом, правоверным мусульманином в лучшем смысле этого слова. Как-то сидя в столовой наш разговор коснулся терроризма и попыток подвязать его к мусульманству. На что Азиз молвил: “ну какой мусульманин может быть террористом. Где взять столько свободного времени? У меня намаз 5 раз в день2. А потом - как люди это себе представляют: сижу я в мечети, думаю о Боге, молюсь Ему, читаю Коран, а потом беру в руки автомат и иду убивать?”. кашгарские улочки Особенностью современного Кашгара является стремление спрятать старый город за бетонными заборами. Это особенно заметно в центре города, где за фасадами банков и офисов просматриваются одноэтажные дома с плоскими крышами. Центральная мечеть с площадью окружены современными многоэтажными строениями в неомусульманско-среднеазиатском стиле, учитывающем вкусы и эстетические потребности населения, но пройдя несколько вглубь по прилегающим улицам сталкиваешься со старым городом, где продаются ковры XIX-начала XX веков(от 50 долл.).

4 Уже перед отъездом встретил на автобусной станции двух ребят из Словакии, проехавших через Россию, Казахстан, получивших разрешение на проезд в Тибет за 50 долл. в городе Али(где он, к сожалению, не знаю) и далее направлявшихся в Пакистан в Индию, чтобы закончить свое путешествие в Гонконге…

5 Кроме того Азиз отличался поразительной чистоплотностью и принимал душ 4-5 раз в день.

Хэцзин, Янци

Упоминание об этих рядом расположенных уездных по меркам провинции городках делается здесь в связи со следующим. В городке Хецзине мной было найдено 3 гостиницы(одна из них может быть определена как респектабельная, однако девушка за стойкой смотрела на меня как на инопланетянина и постоянно извинялась по-английски), но сунувшись в каждую из них - получал отказ на поселение. При этом особых объяснений после этого не следовало. Единственное, что достоверно известно, что в результате звонка управляющих гостиниц в полицию, оттуда приходил отказ. Переезд в соседний город Янци привел к прямо противоположному результату – дешевая(50 юаней) и хорошая гостиница, радушный прием и разговор с местным полицейским на английском языке.

О Western Union в КНР.

История с получением денег через вышеназванную организацию представляла собой целую эпопею, описание которой специально делаю, чтобы другие не оказались в ситуации подобной моей. Направив свои стопы в Каргалык(Ечен), где находится один из офисов WU сталкиваешься с первой же проблемой – адрес, указанный на официальном сайте российского представительства компании, не понимает ни один таксист города, а телефон упорно молчит. Путеводной ниточкой становится информация о том, что WU работает в КНР совместно с China poste. Распросы приводят к заветному зданию, однако надеятся на английский язык мне не пришлось. На вопрос “где офис?” проводят во внутренний двор здания, где следы офиса теряются среди лестниц и коридоров. В заключении следуют заверения, что завтра необходимый телефон будет работать. На следующий день, на мое счастье, кто-то из сотрудников пригласил замечательного молодого человека, владеющего английским языком, и только через час-полтора звонков и переговоров удается выяснить, что офис WU располагается в 12(!)м от нашего местонахождения, …в соседнем кабинете. Однако сотрудница заболела и лежит в больнице, поэтому надо идти туда. Прикинув все “за” и “против” принимаю решение получить деньги в Кашгаре. Кашгарские таксисты достаточно быстро узнают в англоязычном написании улицы знакомый адрес. Однако на нужной улице находится 4 банка, 3 из которых являются филиалами Agrоcultural Bank of China. Наконец, в одном из них, подойдя к заветному окошку с логотипом WU выясняется, что “сегодня выдача денег невозможна по причине интернет-неполадок…мне очень жаль, приходите завтра” А после, получив вожделенные деньги(юани, т.к. долларов у них не было), в Bank of China можно ознакомится с законом, гласящим, что трансфертные деньги не могут переводиться в доллары и пр. валюту. К слову сказать, позже встретился с “облегченным” “китайским” вариантом в Барнауле, где на главпочтамте услышал “мы с Петербургом не работаем”, и только обойдя 2 офиса ОАО “Региональный кредит” пополнил содержимое своего кошелька. Подводя итог напрашивается следующий вывод: на сегодняшний день система перевода денег WU в восточном направлении(в широком смысле этого слова) имеет серьезные недостатки(на Улан-Батор это не распространяется), в то время как банкоматовкие карты по-прежнему остаются наиболее надежным средством поддержания своего благосостояния. Справедливости ради необходимо отметить, что переговоры с представительством WU в Москве показывает готовность сотрудников помочь, однако трудно представить порядок и характер действий(звонок в китайский филиал компании гарантирован) в описанных мной ситуациях. Основные причины столь низкого качества работы, как представляется, имеют сугубо технически-бытовую природу. Другая сторона проблемы кроется в языковом барьере, существенно затрудняющем объяснение и переговоры с банковскими служащими.

Александр Соколов

напиши СЮДА

Hosted by uCoz